Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Вторник, 14.05.2024, 02:24
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
День за днем
Праздники России
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 56
Форма входа
Статистика
счетчик посещений
Поиск
Главная » 2016 » Май » 25 » Закаливание
14:00
Закаливание

Закаливание – это образ жизни.

Понятие закаливание в доуВ технике термином “закаливание” обозначается придание какому-либо веществу свойства большей твердости. В своё время это понятие было заимствовано медиками. Под закаливанием следует понимать повышение устойчивости организма к неблагоприятному воздействию физических факторов окружающей среды (повышенная или пониженная температура воздуха, воды, повышенные параметры влажности и скорости воздуха, ультрафиолетовое излучение, пониженное атмосферное давление) путем научно обоснованного систематического тренирующего дозированного воздействия этими факторами. Закаливание использовалось с древних времен. Дошедший до нас опыт закаливания насчитывает свыше тысячи лет.

Краткий очерк истории.

Древнегреческий врач Гиппократ (460-377 до н. э.) был первым, кто в своих сочинениях описал систему рационального водолечения, указал на благотворное влияние солнечных ванн.Абу Али Ибн-Сина (Авиценна) в VIII – IX веках создал “Канон врачебной науки”. Он разделил медицину на теоретическую и практическую, а последнюю – на науку сохранения здоровья и науку лечения больного тела. В одной из глав Авиценна говорит о купании в холодной воде, в том числе и детей раннего возраста, а также о методах подготовки путешественников к условиям жаркой пустыни и зимней непогоды.

Обряды, поговорки, отражающие вековой опыт русских людей, говорят о применении на Руси издавна холодной воды для укрепления здоровья. “Ледяная вода- для хвори беда”.

Древнейший русский летописец Нестор в Х веке описывал, как начинал парить в бане и купать в холодной воде младенцев сразу после рождения.

Великий русский полководец А.В. Суворов создал целую систему физической подготовки с ежедневным обливанием холодной водой.

Консультации по закаливанию детей дошкольного возрастаОсновоположник отечественной медицины С.Г. Зыбелин в “Слове о вреде, проистекающем от содержания себя в теплоте излишней” (1773г.) писал: “Весьма полезно мыть младенцев холодной водою для приведения в крепость и для предупреждения многих болезней”.

Русский учёный Покровский в книге “Физ. воспитание детей у разных народов” (1884г.), отметил, что здоровый новорожденный обладает колоссальной возможностью приспособления к окружающей среде. Скифы, по свидетельству Геродота, купали своих новорожденных в холодной воде. Якуты натирали их снегом несколько раз в день. Жители Северного Кавказа два раза в день обмывали детей ниже поясницы очень холодной водой, начиная с первого дня жизни. А турчанки, проводя первое омовение, обмывали новорожденных горячей водой.

По данным многих исследователей (Сперанский, Калюжная, Никифоров) закаливание детей снижает их заболеваемость в холодное время в 2-3 раза, повышает работоспособность.

Закаливание — повышение устойчивости организма к неблагоприятному действию ряда физических факторов окружающей среды (пониженной или повышенной температуры, воды и др.) путем систематического дозированного воздействия этими факторами (Комаровский В.Ю [11]).Понимать под закаливанием следует не кратковременные дозированные воздействия солнцем, воздухом и водой, а принципиальную коррекцию образа жизни. Ребенок нуждается в естественном гармоничном образе жизни. Образ жизни наших детей, особенно жителей городов, в подавляющем большинстве случаев естественным не является.

Осуществлять закаливание следует только при полном физическом здоровье детей, соблюдая основные правила закаливания ребенка:

1. Приступать к закаливанию можно в любое время года.

2. Закаливание эффективно только тогда, когда его проводят систематически; без постоянного подкрепления достигнутые результаты снижаются.

3. Нельзя резко увеличивать продолжительность и силу закаливающих воздействий. Нарушение принципа постепенности может вызвать переохлаждение и заболевание ребенка.

4. Закаливающие процедуры нельзя начинать, если ребенок болен.

5. Эффективность закаливающих процедур увеличивается, если их проводят комплексно.

6. Процедура должна нравиться ребенку, вызывать положительные эмоции.

Специальными наблюдениями установлено, что у детей, которые даже только три раза в неделю (осенью и зимой соответственно одетые) выполняют гимнастические упражнения на воздухе, снижается активность бактериальной флоры носоглотки, иными словами, им начинают меньше угрожать острые респираторные заболевания.

К 4 году ребенок уже заметно выносливее, чем на третьем. Он может, например, непрерывно идти пешком от 20 до 40 минут. Приучайте его к ходьбе! Прогулка с мамой и папой за город, в парк оставит у него радостные впечатления и будет очень полезной.

Одно из самых любимых летних занятий детей этого возраста — катание на велосипеде. В 3-4 года малыши легко овладевают трехколесным, а с 5 лет и двухколесным. Длительность непрерывного катания на велосипеде — от 15 до 30 минут.

Зимой детей всегда привлекает катание с гор на санках. Очень хорошо! Пусть только ребенок, согласно известной русской поговорке, полюбит и саночки возить: следите, чтобы он сам подымался с ними в гору! Так он и не озябнет, и физическая тренировка будет эффективнее.

С 4-5 лет учите детей ходить на лыжах; вначале — правильно стоять на них, затем — ходить без палок, и, только когда они хорошо овладеют этим умением, можно вручить им палки.

Малыша 4-5 лет можно поставить и на коньки. Вначале он будет уставать уже через 10-15 минут, но чем увереннее он начнет чувствовать себя на льду, тем дольше сможет кататься — по 40-60 минут (с перерывами каждые 20 минут).

Основные требования к проведению закаливания

Необходимо постоянно обеспечивать рациональное сочетание температуры воздуха и одежды ребенка.

Следует проводить кратковременное сквозное проветривание 5-7 минут, в отсутствии детей. Перепад температуры может достигать 4-5 С, те. Опускаться до 14-16 градусов. Проветривание проводят:

Утром перед приходом детей;

Перед занятиями;

Перед возвращением детей с прогулки;

Во время дневного сна;

После полдника.

Для поддержания оптимальной температуры воздуха в групповых помещениях используется постоянное одностороннее проветривание. Оно проводится в присутствии детей. Для этого помещении оставляют открытым 1-2 фрамуги, с одной стороны. В туалетной и умывальных комнатах проветривание проводится только при отсутствии детей. При отклонении температуры воздуха в помещении от комфортной следует изменить слойность одежды ребенка, уменьшив или увеличив.

Закаливающие процедуры должны стать органичной частью содержания каждого физкультурного занятия. Во время занятия дети принимают воздушные ванны, ходят босиком по различным дорожкам и т.п. Но в любом случае физкультурные занятия заканчиваются водными процедурами. Дети обтираются влажным полотенцем, обмывают под краном лицо, верхнюю часть груди, конечности. Важно смыть испарину, которая обязательно выступит на теле. Дело в том, что во время активных движений через кожные поры выбрасывается наружу большое количество вредных для организма веществ. Но через несколько минут начинается процесс обратного всасывания. Вот именно поэтому и нужны водные процедуры, чтобы не дать вредным веществам «вернуться» в организм ребенка.

При формировании системы закаливания необходимо учитывать состояние здоровья, возраст, климатические условия, развитие подкожно-жировой клетчатки, тип нервной системы, степень закалённости ребенка.

Можно выделить три группы детей по этим показателям:

Здоровые закалённые.

Дети, имеющие функциональные отклонения в состоянии здоровья, и здоровые, но незакалённые.

Дети, страдающие хроническими заболеваниями, после длительных заболеваний.

Постепенность увеличения силы раздражителя означает, что недопустимо в начале закаливания почти мгновенное и глубокое снижение температуры, а также быстрое увеличение продолжительности процедуры. Оно предусматривает несколько вариантов:

Для ослабленных детей закаливание начинают с участков тела менее чувствительных к холоду (например – рук) постепенно переходя к участкам тела, которые не подвергались холодовому воздействию и поэтому более чувствительны (спина).

Переход от менее интенсивных процедур к более интенсивным: от воздушных к водным, от обтирания к обливанию водой. Увеличение интенсивности закаливающего фактора: понижение или повышение температуры, увеличение скорости движения воздуха, силы ультрафиолетового облучения. Увеличение времени действия закаливающего раздражителя – интенсивность закаливающего фактора должна возрастать постепенно, но каждая последующая нагрузка должна вызывать ответную реакцию организма, вегетативные сдвиги: учащение пульса, увеличение глубины и частоты дыхания. Отсутствие этих сдвигов свидетельствует о недостаточном увеличении воздействующего раздражителя.

Правильное закаливание организма может дать положительный результат только при соблюдении принципов:

Воздействие на организм раздражающего фактора должно быть постепенным. Этот принцип очень важен, так как детский организм не обладает большой сопротивляемостью и применение сильных раздражителей, без предварительной, постепенной подготовки, может привести к отрицательным результатам. Закаливание детей даст наилучший результат, если устанавливается строгая дозировка и постепенное усиление раздражения. Лучше всего закаливание начинать в теплое время года.

Например: постепенное облегчение одежды в весеннее время, постепенное снижение температуры в водных процедурах, постепенное увеличение продолжительности солнечных ванн и т.д.

Последовательность применения закаливающих процедур. Сначала следует проводить воздушные ванны, а затем можно переходить к водным и солнечным. Важно помнить о принципе постепенности. Невозможно купание в открытом водоеме, если предварительно не были проведены процедуры обтирания и обливания.

Привычка к раздражителю образуется лишь в том случае, если этот раздражитель действует непрерывно в течение более или менее продолжительного времени. Если закаливающие процедуры проводить случайно, с перерывами, то организм ребенка не успеет привыкнуть к действию прохладного воздуха, воды, солнечным излучениям, не может закрепить полученные результаты. Поэтому необходимо при проведении закаливания соблюдать систематичность. При систематическом закаливании ответная реакция организма ускоряется и совершенствуется.

Должна соблюдаться комплексность проводимых закаливающих мероприятий, тогда организм закаливается всесторонне. Следует сочетать закаливающие мероприятия с двигательной активностью детей, гимнастическими упражнениями, пребывании на свежем воздухе, соблюдение режима дня…

Просмотров: 393 | Добавил: Irinka | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]